amalfeya_kosta (amalfeya_kosta) wrote,
amalfeya_kosta
amalfeya_kosta

"MORITURI TE SALUTANT", Театр им. И. Франко, от 25.01.2014,





В самом виртуозном эпизоде Morituri te salutant три актера (Александр Печерица, Александр Форманчук, Иван Залуский) играют одного персонажа. В течение 15 минут все их реплики звучат в унисон
Обыкновенный шедевр
Тесноватая Камерная сцена Театра им. Франко в Morituri te salutant не только еще больше сжалась, но и накренилась. Почти всю ее заняла наклонная плоскость, прорезанная с одной стороны коридором и усеянная с другой частоколом шестов. Эта плоскость служит и рабочей поверхностью для актеров, и экраном, на который проецируется видеоряд, и, в конце концов, простой и страшной метафорой жизни. Выход на плоскость устроен как снизу, из коридора, так и сверху, из проема между дальним краем и задней стеной. Пространство, созданное постоянным партнером Богомазова художником Александром Другановым, получилось одновременно многофункциональным и лаконичным. Заглавная латинская фраза — «Идущие на смерть приветствуют тебя» — с которой гладиаторы в Древнем Риме обращались к императору, в постановке Богомазова обрела совсем другой смысл. По существу это адресация к жизни как таковой, девиз обреченных, к числу которых принадлежит не только каждый из персонажей, но и каждый из зрителей. Проще говоря, название спектакля, поставленного по новеллам Василия Стефаника, можно перефразировать как «Идущие на смерть приветствуют жизнь». Morituri te salutant состоит из отдельных эпизодов, не связанных между собой сюжетно, но выполненных в единой стилистике, причем все эти эпизоды можно назвать архетипическими. Парень на могиле родных не может вспомнить мелодию и слова материнской колыбельной. Крестьянин пытается подкараулить пана, чтобы добиться его расположения рассказом о своей несчастной жизни. Мерзнущая в нетопленой хате матушка отправляет сына на панскую службу и мысленно беседует со своим покойным мужем. Двое гуляк пьют в корчме, первый, бойкий, объясняет второму, робкому, как следует приструнивать вздорную жену.

Старик проклинает Бога за то, что тот забрал у него сыновей (они погибли на войне), — в этом эпизоде потрясающе сыграл корифей театра Василий Баша. Иногда трагические фрагменты перемежаются с комическими, иногда веселое и грустное спаяны до неразделимости. В последней сцене, название которой совпадает с подзаголовком спектакля — «У нас все свято», рассказчик объясняет, почему все село по его сигналу переодевается в нарядное. Оказывается, паны рыщут по хатам, отбирают у холопов хорошую одежду, а если все хорошее надеть на себя, а в доме оставить одни лохмотья, брать нечего. Вот и получается не жизнь, а сплошной праздник. В этом спектакле прекрасно все, что ни возьми. Литературная основа, которая в дополнительных рекомендациях не нуждается. Диковинный покутско-буковинский говор, очень точно и обаятельно артикулированный всеми без исключения актерами. Безукоризненный темп с идеальным сочетанием «быстрых» и «медленных» эпизодов. Замечательное музыкальное оформление Сусанны Карпенко с живым исполнением народных песен и остроумным использованием инструментов — скрипки, сопилки, дрымбы, трембиты. Блестящая сценография Александра Друганова, о которой уже сказано выше. Филигранные актерские работы — тут кроме упомянутого Василия Баши следует особо отметить двух Александров, Форманчука и Печерицу, а также еще совсем юную Ксению Вертинскую. Наконец, вот что важно. Богомазов делал очень разные спектакли — масштабные и камерные, трагедии и комедии, по пьесам классическим и современным, довольно сложные для восприятия и относительно простые. Но на моей памяти это первый случай, когда его постановка столь явно апеллирует к чувствам. Эмоциональная отдача от спектакля так сильна, что в горле ком, в глазах слезы, а на душе светло, как бывает только в самый светлый праздник. Я не большой любитель громких слов, но насчет Morituri te salutant могу сказать без обиняков: в украинском театре появился шедевр.
Юрий Володарский. Киевские контрасты. 06.03.2013
спектакль
Режиссер Дмитрий Богомазов называет Василия Стефаника крутым автором. Определение, конечно, несколько сленгово-современное, но меткое и живет. Ведь именно с таким писателем постановщику работать комфортно и … беспокойно одновременно. Он требует максимальной концентрации над каждой строкой текста, над каждой мыслью, спрятанной в лабиринте метафор и образов. Новый спектакль на Камерной сцене театра имени Франко Дмитрий Богомазов решил ставить в формате альманаха, объединив идеей и концепцией девять новелл Василия Стефаника («В корчме», «Одна одинехонька», «Вечерняя пора», «Святой вечер», «Май», «Сон», «Сыновья»,«Грех », « У нас все праздник »). Назвав свой спектакль Morituri te salutant («Те, кто идут на смерть приветствуют тебя»), режиссер начал восхождение к отмеченным Стефаником высотам. Творческим и нравственным. Для большинства современников и потомков писателя эти вершины остаются непокоренными. Но о том, чтобы когда-нибудь все-таки понять те «сотни метров над уровнем моря», нужно, по крайней мере, мечтать. С первых минут Morituri te salutant декларирует стильность и органичность. Причем режиссер сразу заявляет, что ни на какую «классическую классику» можно даже не рассчитывать. На сцену проецируется надпись красным Morituri te salutant, маховик философии украинского народа в отдельно взятом спектакле запущен. Собственно, эта философия сходятся на том, что все мы родились из земли, ее должны благодарить за каждый свой день и в ней находить убежище, когда заканчивается наша земная дорога. Сцена стремительно спускается дощатым полом к зрителям (художник — давний творческий соратник Богомазова Александр Друганов) — линии между «до» и «после» обозначены четко и внятно, но это разделение, конечно, достаточно условно, поскольку те, кто оставил нас, все равно с нами. Так и герои спектакля, то и дело, оказываясь в том или ином уголке этого компактного, образного и одновременно функционального пространства, доводят эту бесспорную истину. Богомазов вовсе не проникается эмоциональным самочувствием зрителей, которые вынуждены рыдать во время монологов героев Василия Баши и Ксении Баши-Довженко, смеяться над тремя присыпанными мукой (опять землей) мужчинами, пришедшими устраиваться на работу к господину (с точки зрения зрителей, именно эту миниатюру можно признать лучшей — ее искусно собрали из мельчайших выдумок-«бусинок», и результат получился просто выше всяких похвал), сочувствовать «одинокой» Татьяне Михиной, которая уже на Божьей дороге, но все еще пытается хоть на миг задержаться по эту сторону бытия … Главы своего театрального альманаха режиссер решил «нанизать» на музыкальный стержень. Соавтор музыкальной концепции Morituri te salutant Сусанна Карпенко сплела композиции, которые прекрасно вписались в концепцию спектакля и добавили выразительности текстам Стефаника. Здесь и колядки, и плач, и интересные шутки-вокализма, и даже древние частушки, которые прекрасно проецируются на наше время. А финальный выход героев объявляет Александр Форманчук («сейчас дам сигнал, все выходят в праздничном и воспевают»), что становится триумфальным завершением достойного представления. Бонус к вышесказанному, сыгранному, выстраданному и пережитому от актеров — автобиографическая, как подчеркнул Василий Баша, песня о рюмке.
Pravda, 07.02. 2013
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments